Это интересно
Новости по теме
|
Традиции школ буддизмаЗавершая учения в Сарнатхе, Его Святейшество Далай-лама призвал своих учеников изучать позиции различных философских школ буддизма, не замыкаясь в рамках той или иной избранной ими традиции. По словам Далай-ламы, несектантский подход позволит получить «всеобъемлющую картину» буддийского учения, поскольку в текстах разных школ можно найти уникальные объяснения отдельных аспектов буддийской философии. «Сегодня много говорится о необходимости сохранения чистоты традиции, - отметил Далай-лама. - Однако это не означает, что если вы - последователь школы Гелуг, то вам категорически возбраняется изучать тексты Сакьи, Ньингмы и Кагью. Это в корне ошибочная интерпретация». В подтверждение своего тезиса духовный лидер буддистов привел в пример великого пятого Далай-ламу, известного своими глубокими познаниями не только в гелугпинской, но и в ньингмапинской традиции. «Если вы рассмотрите текст «Ламрима» (изложения этапов пути к освобождению), который составил пятый Далай-лама, то увидите, что, с точки зрения, терминологии это безупречный гелугпинский текст. Вы не найдете в нем ни малейших примесей ньингмапиской или сакьяпинской терминологии. И, напротив, когда он составлял тексты ньингмапинской традиции, он использовал термины этой исключительно школы, не добавляя к ним гелугпинских интерпретаций. Вот это я называю соблюдением чистоты традиции», - подчеркнул Далай-лама. Одним из организаторов завершившихся учений в Сарнатхе являлся расположенный здесь же Институт высшей тибетологии, который в отличие от тибетских монастырских университетов предоставляет своим ученикам возможность глубокого изучения разных буддийских традиций. Далай-лама призвал студентов этого уникального института, среди которых есть и россияне, использовать это преимущество, которого лишены монахи-философы, проходящие обучение в тибетских монастырях на юге Индии. «Хотя некоторые из них хотели бы изучать другие традиции, у них нет такой возможности, поскольку эти предметы попросту не включены в их учебную программу», - отметил духовный лидер Тибета. Он также добавил, что ему нередко приходится быть свидетелем философских диспутов между представителями разных школ. «В этих диспутах есть них один недостаток – диспутирующие не слишком глубоко понимают позицию противоположной стороны. А если у вас нет широкой перспективы, то стоит вам столкнуться с позицией хотя бы немного отличной от того, что вы прочитали в тексте, вы сразу же назовете ее неправильной», - заметил Далай-лама. Говоря о развитии буддизма в западных странах, Далай-лама подчеркнул, что буддийским центрам необходимо прививать своим членам уважение ко всем школам буддизма. «Не нужно говорить – этот буддийский центр относится к Сакье, а этот к Ньингме, и дистанцироваться от них по этой причине. Вы должны быть более дружелюбными по отношению друг к другу, более либеральными в своих взглядах», - заявил Далай-лама. Духовный лидер Тибета, однако, отметил, что на сегодняшний день довольно сложно найти учителей, которые бы обладали обширными знаниями разных традиций и придерживались несектантского подхода. «Нам нужно учиться быть открытыми и мудрыми, уважать разные буддийские традиции и использовать их в своем духовном развитии. Придерживаясь несектантского подхода, вы принесете большую пользу буддийской Дхарме в целом», - добавил он. |