Это интересно
Новости по теме
|
Выставка тибетский буддизмНесомненно, с художественной точки зрения тибетская ветвь буддизма, соединившая традиции тантрического индуизма и ритуалы гималайских шаманов религии Бон, является самой благодатной из всех, особенно если противопоставить ее сведенным до уровня поп- культуры космологии и эстетике дзен-буддизма. Буддизм Тибета это не только бесчисленные изображения демонов, всевозможных божеств, сцен рая и ада, выполненные с огромным тщанием, мастерством и любовью на полотнах роскошных и ярких тханок. Перечень его атрибутов намного разнообразнее: молитвенные колеса, флаги и четки, а также мозаичный калейдоскоп мандал, составленных при помощи красок, цветного песка или ячьего масла. До китайского аншлюса Тибета в 50-х, культура страны была насквозь пропитана древней и глубоко символичной религиозной традицией. До сих пор во время проведения священных ритуалов используются оригинальные мантии, головные уборы, кинжалы, поющие чаши, колокольчики и гигантские трубы, а также исполняется эзотерический танец, сопровождаемый словно утробным, но в тоже время полным гармонии, звучанием басовых труб, и поистине шаманской перкуссией. Это потрясающее культурное наследие, в котором две составляющие бытия, духовная и физическая, сливаются воедино, следуя философской концепции освобождения от иллюзий материального мира. Неудивительно, что мистерии тибетского буддизма заинтересовали представителей творческого мира, этих мистификаторов и любителей приоткрыть завесу таинства бытия. Через попытку постичь суть отдельных вопросов, они стремятся сделать свое творчество всеобъемлющим. Как это ни странно, но на представленной нашему взору картине, которая должна быть портретом Далай Ламы, мы видим лишь изображение его ноги, прикрытой складками бордовой мантии и обутой в синюю сандалию. Пожалуй, провести параллель между увиденным и молитвой, обращенной к миру, можно лишь с большой натяжкой. Но художника Лосанга Гьяцо, который считает духовного лидера тибетцев эмиссаром в деле спасения мира, это не пугает. «Мы верим в то, что Его Святейшество является эманацией Бодхисаттвы Авалокитешвары, олицетворяющего сострадание», – поясняет мистер Гьяцо, акцентируя внимание на одной из центральных фигур в тибетском пантеоне божеств. Сандалия на холсте расположена внутри мандалы, которая в традиции тибетского буддизма является символом мироздания, и в центре которой обычно должно находиться одно из просветленных существ. Кажется, вызов, брошенный миру в попытке отобразить его реальность через призму собственного видения, находит множество желающих ответить на него. Передвижная выставка «Потерянный мир: художники о Далай Ламе», представленная работами 88 авторов из 25 стран мира, дебютировала в музее Фоулера в Лос-Анджелесе. Многие из участников встречались с человеком, чью личность они попытались изобразить в своих работах. К уроженцу Тибета м-ру Гьяцо главная идея его картины явилась внезапно. Он вспоминал о том, как дожидался аудиенции у Далай Ламы в индийском городе Дарамсала, стоя в длинной очереди таких же паломников, когда к нему пришла мысль, что люди, чьи головы склонены в глубоком почтении, могут видеть лишь стопы Его Святейшества. Вообще тема, затронутая Лосангом Гьяцо, имеет в Тибете глубокие религиозные корни. Там до сих пор живо упоминание о следах и отпечатках рук, оставленных в древние времена на стенах скал и пещер великими духовными учителями и адептами буддизма, которые провели всю свою жизнь в медитации на склонах гор. «Его Святейшество довольно неприхотлив, поэтому его частенько можно видеть обутым в сандалии или шлепанцы» – говорит м-р Гьяцо, художник-постановщик рекламных проектов в Нью-Йорке, ныне работающий в Колорадо. «На мой взгляд, одной из характерных особенностей нашего времени являются тибетские беженцы, их проблемы и трудности. Я очень хочу поймать и зафиксировать на холсте ощущение того самого момента, когда Далай Лама проходит рядом со мной по земле», – добавляет он. На выставке «Потерянный мир», открывшейся 18 июня в фоулеровском музее Истории Культуры, современные художники представили свои работы, посредством которых они попытались решить непростую задачу: показать все грани мировоззрения, с которым мало кто хорошо знаком на западе. «Мы живем в мире глубоких и сложных взаимосвязей», – сказал Далай Лама. В своих беседах Его Святейшество часто говорит о причинах страданий, которые кроются в собственном эго и отравляют наше существование, а также об имеющемся противоядии, коим является искреннее сочувствие. Предостерегая от поспешности в решении этой проблемы, он подчеркивает, что «такие изменения на ментальном уровне требуют времени и усилий». В попытке передать свое понимание личности духовного лидера тибетцев каждый художник прибегает к собственным средствам выражения, делая специальный акцент, например, на его стопах или лице. Одни ставят во главу угла политику ненасилия и активную позицию по защите окружающей среды, другие – высокую нравственность. Некоторые видят в этом поиске отражение самих себя, своих намерений и устремлений. |