Это интересно
Новости по теме
|
Вся правда о тв маньякахТелевидение вошло в нашу жизнь более полувека назад, и теперь мы уже не можем представить себе ни дня без любимой передачи или сериала. Но может ли любовь к любимому сериалу перейти в зависимость, и возможно ли воздействовать на человека при помощи телевидения? О том, какое влияние телевидение может оказывать на психику человека, возможно ли зомбирование при помощи 25-го кадра и может ли быть опасно подражание телевизионным героям, мы беседовали с заведующим кафедрой психиатрии ФПК и ППС ПГМА областной психиатрической больницы Иваном Федоровичем Обросовым. ТВ благо – Когда мы говорим о влиянии телевидения на психику человека, то, как правило, приводятся только негативные примеры. А может, стоить вспомнить и о позитивном воздействии ТВ? – Как и всякое явление, телевидение оказывает на человеческую психику положительное и отрицательное воздействие. Конечно же, положительных сторон влияния телевидения на нашу психику больше. Через телевидение как средство массовой информации мы можем удовлетворять наши потребности в получении необходимой информации. Дело в том, что человек нуждается в постоянной смене информации, и основной канал ее получения – зрительный: 80% всей информации идет через орган зрения. Оно удовлетворяет и многие наши духовные потребности: в первую очередь, это познание культуры и сопереживание. А также позволяет увидеть то, что невозможно увидеть в повседневной жизни. – Откуда же идут разговоры об опасности ТВ-программ для психики человека? – Существует такое понятие, как информационный невроз. Это значит, что переизбыток информации, а особенно негативной информации, может сказаться на здоровье человека, на его настроении, на его переживаниях и на его эмоциональной жизни. Отсюда, кроме положительных, возникают и негативные аспекты телевидения. Известно, что среди пострадавших в результате ЧП, кроме самих пострадавших, их родственников и случайных свидетелей происшествия, выделяется категория телезрителей – люди, которые, увидев кадры хроники автокатастрофы, гибель людей, переживают настолько, что им тоже требуется медицинская помощь. Причем среди них немало тех, кто относится к категории стрессонеустойчивых. Жизнь по сценарию – Исследователями было установлено, что наблюдение агрессивной модели поведения может провоцировать агрессию и учить новым способам ее проявления. Может ли подобное влияние оказывать телевидение? – Да, действительно известны случаи, когда агрессия переносится с телевидения в реальную жизнь. Безусловно, сцены насилия на ТВ могут сказаться и на психике человека, но еще раз подчеркиваю, что в большей степени это относится к категории стрессонеустойчивых людей. А в основном это дети и пожилые люди. Они более близко к сердцу принимают некоторые события. Дети в силу отсутствия человеческого жизненного опыта более чувствительны к такому мощному воздействию, особенно к телепередачам с насилием. Есть исследования, которые проводились и нашими, и зарубежными учеными, о том, что телевидение может формировать стереотип или сценарий определенного поведения в силу подражания, особенно у детей и подростков. – А как часто вы сталкивались с тем, что зрители имитируют экранные модели поведения? Может ли агрессивность школьников быть предопределена содержанием просмотренных ими телевизионных программ? – Иногда в нашей практике мы встречаем поведение по сценарию, источником которого является телепередача. Экранные модели проявления агрессии нередко применяются в подростковой среде при совершении преступлений. Этот факт известен давно, поэтому он не требует каких-либо дополнительных комментариев. Дети часто имитируют экранные модели поведения и подражают некоторым героям мультфильмов. Эти сценарии типичны для человека. Он берет из телепередачи только то, что считает нужным. Плохо это или хорошо, сказать трудно, потому что каждый должен сам для себя это решать. – Еще один миф – зомбирование при помощи телевидения. Очень многих беспокоит, что помощью ТВ их «программируют» на определенный стереотип поведения. – Хотелось бы отметить, что многие из нас очень легковерны, и таких около тридцати процентов. Поэтому, естественно, мы поддаемся любому зомбированию, но не настолько, чтобы это подавляло нашу волю. Речь не идет о гипноидных состояниях во время телепередач. Просто некоторые из нас очень доверчивы и соглашаются с тем, что им показывают. На этом построено воздействие рекламы. Реклама, действительно, – особая статья в телевидении и особая наука. Она обеспечивает программирование человека и привлекает внимание к предмету рекламы. |